MENU
Главная » Файлы » Дистанционное обучение » Для детей и родителей

Объединение "Авиационное моделирование"
22.11.2023, 09:00

4 История развития авиации и авиамоделизма

 

В древности люди мечтали летать подобно птицам. До нас дошел греческий миф о смелом юноше Икаре. Его отец Дедал сделал для себя и сына крылья, скрепленные воском. Когда Икар приблизился к солнцу, воск на крыльях растопился, Икар упал в море и утонул.

Но миф – это фантастическое, неправдоподобное. Прошло много веков, и полет человека стал реальностью.

В конце 15в. Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи (1452- 1519) предложил проект летательного аппарата с вращающимся спиральным винтом, создающим подъемную силу.

Выдающаяся роль в осуществлении смелой мечты о полете человека и покорении воздушного океана принадлежит нашим соотечественникам.

В 1731 г. рязанский подьячий при воеводе впервые пытался подняться на воздушном шаре, наполненном теплым воздухом.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов в 1754 г. сконструировал и построил «аэродинамическую машину», предназначенную для подъема метеорологических приборов. Он пытался применить винт для обеспечения поступательного движения в воздухе летательного аппарата. Модель Ломоносова- прообраз современных вертолетов.

Большое значение для развития конструкции вертолетов имели исследования советского академика Б. Н. Юрьева (1889 - 1957).

Огромную работу по созданию первого в мире самолета проделал русский исследователь и изобретатель, морской офицер А.Ф. Можайский (1825 - 1890). Мысль о постройке воздухоплавательного аппарата зародилась у него ещё в 1854 г. он задумал аппарат, которым можно было управлять так же, как судном в море. Это была смелая, а по тем временам и фантастическая мысль (Рисунок 4).

 

 

 

Рисунок 4 - Создатель первого в мире самолета А.Ф. Можайский

А.Ф. Можайский считал возможным использовать для самолета винты, впервые появившиеся на пароходах. Винт, создавал силу тяги, движет корабль вперед. Установив двигатель с винтом на воздушный корабль, можно заставить его перемещаться. А если такой корабль (тяжелее воздуха) начнет очень быстро двигаться, он полетит.

Уверенность Можайского была непоколебима. Ведь каждая птица – это искусно созданный природой летательный аппарат, а он изучал полет птиц глазами инженера: измерял размах, устанавливал массу крыльев, зарисовывал их, определял вогнутость и наклон крыльев к линии полета. Особенно интересен был полет птиц на неподвижно распростертых крыльях. Расчеты и наблюдения А.Ф. Можайского показали, что у массивных птиц большой размах крыльев и летают они быстрее. Ему принадлежит важнейшее и для современной техники заключение, что «чем выше скорость движения, тем большую тяжесть может нести та же поверхность крыла».

Свои выводы А.Ф. Можайский подкреплял опытами. Он построил воздушный змей такого размера, который мог поднять человека. Тройка лошадей потянула буксировочную веревку- леер, и огромный змей поднялся в воздух. На нем летел сам изобретатель. Опыт показал А.Ф. Можайскому, какой величины надо ставить крыло на задуманный им самолет. Не случайно форма крыла его самолета напоминает обычный плоский змей.

Прежде чем приступить к постройке самолета, А.Ф. Можайский изготовил несколько моделей, винты которых приводились во вращение пружинами. Модели успешно летали и с грузом (кортиком).

Свыше двадцати лет проводил А.Ф. Можайский исследования и опыты, которые позволили ему совершить научный подвиг - построить в 1885 г. летательный аппарат.

Развитие самолетостроения продвинулось далеко вперед благодаря замечательным теоретическим работам профессора Н.Е. Жуковского (1847 - 1921). Н.Е. Жуковский, которого звали «отцом русской авиации», впервые научно объяснил возникновение подъемной силы крыла и вывел формулу для её определения, создал новую науку- аэродинамику (Рисунок 5).

Выдающийся русский ученый и изобретатель К.Э. Циолковский (1857 - 1935) разработал проект цельнометаллического дирижабля и заложил основы ракетной техники наших дней.

Русский изобретатель Г.Е. Котельников в 1911г. сконструировал первый в мире ранцевый парашют.

Впервые в мире русский летчик П.Н. Нестеров в 1913 г. выполнил «мертвую петлю» (названную «петлей Нестерова») на самолете и заложил практические основы высшего пилотажа.

 

 

 

 

Быстрыми темпами развивалась авиация после окончания гражданской войны. Еще в 1918г. был создан Центральный аэродинамический институт (ЦАГИ) – центр конструкторской и научной авиационной мысли страны. Первым его руководителем был профессор Н. Е. Жуковский.

В 1924г. конструктор А.Н. Туполев построил первый советский цельнометаллический самолет АНТ -2. С тех пор под руководством трижды Героя Социалистического Труда академика А.Н. Туполева, скончавшегося в 1972г., разработано более 100 различных самолетов.

На самолетах А.Н. Туполева совершили перелеты экиРисунок 5 – Отец русской авиации – Н.Е. Жуковский паж С.А. Шестакова из Москвы в Нью-Йорк (1929г.) и

через Северный полюс в США экипажи В.П. ,Чкалова и М.М. Громова. 31 декабря 1968г. в воздух поднялся первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту- 144. а в ноябре 1977г. этот самолет начал совершать пассажирские рейсы по маршруту Москва - Алма- Ата.

Широко известны имена авиационных конструкторов: Н.П. Поликарпова- создателя самолета По-2, С.В. Ильюшина – творца штурмовика Ил-2 и пассажирских лайнеров Ил- 12, Ил- 14, Ил- 18, Ил- 62, С.А. Лавочкина, А.О. Яковлева, О.К. Антонова и многих других.

В 1920 г. открылась первая в нашей стране воздушная пассажирская линия Москва – Нижний Новгород. А сейчас Россия связана линиями аэрофлота более чем со ста странами мира. И многие жители нашей страны пользуются услугами гражданского воздушного флота.

Авиацию широко применяют в геологической разведке, в борьбе с лесными пожарами, в разведке рыбы в море, для уничтожения вредителей сельскохозяйственных культур и д.р.

Авиамоделизм- это конструирование, постройка и запуск летающих моделей – воздушных шаров и змеев, планеров и самолетов, ракет, это первая ступень подготовки будущих авиационных специалистов.

Многие из прославленных авиационных конструкторов, летчиков, летчиков- космонавтов начинали свой путь в авиацию ещё со школьной скамьи, с занятий авиамоделизмом.

Авиамоделистами были: авиаконструкторы дважды Герой Социалистического Труда А.С. Яковлев, герой Социалистического Труда О.К. Антонов, трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, дважды Герой Советского Союза А.А. Молодчий, С.А. Луганский, первопроходец космоса Ю.А. Гагарин и др.

Авиамодельные кружки, работающие в школах, внешкольных учреждениях, домах творчества, организациях ДОСААФ,- первая ступень распространения начальных знаний по авиации среди школьников (Рисунок 6).

Ежегодно в нашей стране проводятся соревнования авиамоделистов на первенство районов, городов, областей, республик, а также чемпионат мира. В них участвуют сотни тысяч юных строителей «малой» авиации.

Категория: Для детей и родителей | Добавил: Admin
Просмотров: 30 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]