Достаточно сложными и необходимыми деталями модели, которые тоже делаются из древесины, являются блоки и юферсы. Их много, особенно на парусных кораблях. Большинство моделистов испытывают легкий страх, когда думают об изготовлении блоков для парусников, поскольку очень часто их количество доходит до нескольких сотен, причем они имеют различное исполнение и размеры.
Современные блоки делаются из металла, а снаружи обшиваются деревянными накладками (рис. 8). Конструкция старинных блоков описана в книге О. Курти «Постройка моделей судов». Там же можно найти описание технологии изготовления миниатюрных блоков. Здесь моделист сталкивается уже с мелкосерийным производством. Его необходимо хоть как-то механизировать.
|
На корабле блоки образуют тали, поднимающие тяжести, удерживающие реи и паруса в нужном положении и выполняющие многие другие функции. Проблема для моделистов заключается в их большом количестве и малых размерах при соответствующем масштабном уменьшении. Но эта проблема несколько облегчается тем, что на модели блоки должны только создавать впечатление функционирующих. Поэтому можно сильно упростить их конструкцию.
Изготовление блоков из профилей
Однако не всякий блок можно упростить. Все зависит от величины этого блока на оригинале и масштаба, в котором делается модель. Например, если модель делается в масштабе 1:20, то макет блока необходимо делать так же, как настоящий. В этом случае изготовлениюбольшого количества таких блоков помогает следующий метод. Необходимо склеить из планок и полосок шпона одного вида древесины стержни, имеющие в поперечном сечении форму блока (рис. 9).
|
Это и будет блоковый профиль.
Когда клей высохнет, можно отрезать от стержня соответствующей длины детали, которые и будут корпусом блока. Это делается надфилем, а затем на шкурке блок доводится до нужной формы, мелкой шкуркой зачищается, в нем просверливается отверстие под ось шкива и далее он покрывается бесцветным лаком. Об изготовлении металлических деталей для таких блоков будет рассказано в следующих главах.
Шлифовка деревянных деталей
Шлифовку маленьких деревянных, да и металлических деталей можно значительно ускорить и упростить. Для этого применяют шлифовальный круг. Но для него нужен электрический привод (токарный станок, электродрель и т. п.). Далее делается несложная конструкция из шлифовального круга с наклеенной на него шкуркой, сделанного из листа толстой фанеры, болта, подложенной шайбы и двух гаек. Шкурки на шлифовальный круг лучше всего приклеивать эпоксидным клеем. Когда шкурка истирается, ее удаляют и наклеивают новую. На таком приспособлении шлифовка мелких деталей значительно облегчается.
Кроме больших блоков с помощью профилированных стержней можно изготавливать и маленькие блоки величиной до 2 мм. Важный момент при изготовлении блоков и юферсов — правильный выбор материала. Идеально подходит бук. Груша и клен — тоже хороший материал для изготовления этих деталей.
Циркулярная пила
Для изготовления профилей необходима маленькая циркулярная пила. В этом случае вполне подойдет станок «Умелые руки», выпускавшийся ранее у нас в стране, или любой другой, ему подобный. Для пилы нужны еще несколько дисков с различной шириной реза. Диски берутся диаметром 63, 80 и 100 мм, шириной реза 0,5, 1 и 1,6 мм. На циркулярной пиле установка диска и подшипников должна быть безупречной. Большая величина окружных и боковых биений диска в процессе работы не допускается. Кроме того, требуется, чтобы стол пилы был неподвижным и гладким, а отбойная рейка безупречно выставлена на нужный размер. Не забывайте, что циркулярная пила опасный инструмент! Берегите руки! Лучше взять более длинную рейку и не допиливать ее до конца, чем получить тяжелую травму.
Нарезав профильные рейки, нужно сделать в них канавки, затем разметить на блоки по длине и просверлить отверстие, имитирующее шкив. Далее с ним поступают таким же образом, как с клееным профилем для больших блоков. Можно отрезать блоки от рейки на токарном станке. В этом случае заготовку блока затем следует обработать надфилем и зачистить мелкой шкуркой, просверлить и снабдить кольцевым пазом под строп.
Шлифовальный барабан
Легко сказать — отпилить, однако для такой крохотной детальки, как блок, это далеко не легкая задача. Отделять блоки можно на токарном станке, на закрепленной
|
неподвижно электродрели, в крайнем случае на сверлильном станке. Затем форма блока дорабатывается и улучшается. До конечных размеров блоки можно доработать на описанном выше шлифовальном круге. Но для самых мелких остается лишь кропотливая ручная работа. Чтобы ее сократить и упростить, применяют шлифовальный барабан (рис. 10), который можно изготовить из подручных средств, например использовать консервную железную банку.
Шлифовальная бумага наклеивается изнутри. В дне банки делается отверстие, и она закрепляется на шпильке. К шпильке привинчивается крышка с двумя приклепанными пластинками.
Без электрического привода здесь, разумеется, не обойтись. Количество оборотов барабана определяется размерами блоков и видом древесины и подбирается экспериментально. Однако в данном случае затраты времени окупаются сторицей.
Изготовление решетчатых люков
Такими же классическими деревянными деталями на всех старинных парусниках являются решетчатые люки. Их тоже достаточно много. Даже на современных военных кораблях применяют аналогичные конструкции (чаще всего — на ходовом мостике). О технологии их изготовления есть много литературы. Проблема, как и у блоков, состоит в большом их количестве и в масштабном уменьшении.
|
Существует метод, облегчающий их изготовление. Он известен в двух вариантах, основанных на сборке решеток из деревянных «гребенок». На ней должно быть одинаковое расстояние между зубчиками, и оно должно быть по возможности наименьшим (рис. 11).
Пластинки имеют толщину h. При изготовлении «гребенок» из древесины клена или груши этот размер составляет 1 мм. Фанеру для изготовления решеток применять не рекомендуется из-за ее слоистой структуры. Можно рассмотреть два способа изготовления решеток.
Вариант А (рис. 12, а)
- В дощечке толщиной 4 мм на циркулярной пиле (с диском толщиной 1 мм) делаются пропилы глубиной 2 мм через равные промежутки такой же величины.
- Дощечка распиливается по длине поперек пропилов на «гребенки» толщиной 1 мм.
Чтобы не менять регулировку отбойной рейки циркулярной пилы после каждого разреза, применяют следующий способ: из листового материала (металл, пластмасса, фанера) толщиной 1 мм нарезают полоски шириной 5 мм в количестве, равном сумме зубчиков и пропилов (можно нарезать их с запасом). Пакет этих полосок прижимают дощечкой к отбойной рейке и делают первый пропил. Затем вытаскивают 2 полоски и делают второй пропил, вытаскивают еще 2 полоски и снова делают пропил. Так на заготовке получаются зубчики с равным шагом. Отпиливать от заготовки «гребенки» можно также этим способом.
- «Гребенка» разрезается на участки необходимой длины, эти детали осторожно всовываются крест-накрест друг в друга и приклеиваются разжиженным клеем ПВА по непропиленным площадкам.
- После высыхания клея решетка осторожно сошлифовыва- ется с обеих сторон до необходимой толщины. Затем изготавливается внешняя обвязка и эта рама приклеивается к решетке. Верхняя сторона зачищается мелкой шкуркой и покрывается лаком.
Примечание. В другом масштабе полоски листового материала будут другой толщины, соответствующей толщине реек «гребенки», но не менее 1 мм.
Вариант Б (рис. 12, б)
- На циркулярной пиле нарезаются рейки размером 4x1 мм.
- Эти рейки собирают в пакет и зажимают в специальном приспособлении. Для этого варианта изготавливается инструмент из надфиля, боковые плоскости которого сошлифовываются на наждачном круге до толщины 1 мм. Им делают в пакете пропилы. Пакет вынимают из приспособления и дальнейшую работу производят так же, как указано в варианте А.
Для изготовления решеток для люков первым способом требуется древесина, мало склонная к скалыванию. Для второго — изготовление приспособления, причем для каждого масштаба оно должно быть свое. Эти затраты времени оправданы, если необходимо изготовить достаточное количество решетчатых люков одного масштаба.
Древесина в качестве имитации металла
Выше было рассказано об изготовлении деталей, сделанных из дерева и на настоящем корабле. Но древесина употребляется также для изготовления и других деталей модели, таких, как орудийные башни, надстройки и т. п. Для надстроек чаще всего используется фанера. На настоящем корабле все эти детали делаются из стали. Преимуществом древесины, конечно, является относительная легкость ее обработки. Нельзя забывать, однако, что она может при этом раскалываться. Но детали, склеенные из дерева, достаточно прочны.
При попытке имитации металла проявляется новый недостаток древесины: ее структура проступает после покраски, так как неоднородная масса древесины по-разному впитывает краску. В одних местах краска проникает глубже, в других — почти не проникает в верхний слой дерева. Поэтому на поверхности окрашенной деревянной детали видны разводы и полосы.
Грунтовка и шпаклевка деревянных деталей
Эти рабочие операции обычно весьма трудоемки. Необходимо добиваться, чтобы после шпаклевки и последующей окраски деревянная деталь походила на стальную. Сама деталь должна иметь достаточную жесткость для того, чтобы ее можно было обрабатывать. Например, если это надстройка, то ее большие плоскости должны иметь подкрепления, иначе при шлифовке они будут прогибаться под действием рабочих нагрузок.
Начинается процесс шпаклевки с наложения слоя грунта. Обычно в качестве грунта берется сильно разведенная шпатлевка (например, на основе эпоксидной смолы). Содержащийся в грунте растворитель вызывает разбухание древесной структуры, дающее даже искривление детали.
После полного высыхания слоя грунта металлическим или пластмассовым шпателем наносится уже слой обычной шпатлевки, равномерно распределяемой по детали.
Шлифовка зашпаклеванных деталей
|
Каждый слой нанесенной шпатлевки приходится тщательно шлифовать сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой шкуркой. Инструментом для этого обычно служит деревянная колодка со шкуркой (рис. 13). Применяют мокрый и сухой способы шлифовки. Самый первый слой шпатлевки шлифуют с водой, последний слой — с керосином.
Первый слой шпатлевки шлифуют до древесины, затем дают детали просохнуть и наносят следующий слой шпатлевки. Далее процесс повторяется, пока поверхность детали не получится гладкой и ровной, а структура древесины станет незаметной. Это обычно занимает много вре
мени и труда. При шпаклевке и последующей шлифовке могут потеряться острые кромки детали, а также края площадок, расположенных под небольшим углом друг к другу. При изготовлении подобных деталей лучше употреблять металл и пластмассу. |