MENU
Главная » Файлы » Дистанционное обучение » Для детей и родителей

Задание №11 для картингистов.
21.05.2020, 15:53

Внимание! Дорогие друзья!

Для картингистов - новое интересное задание!

Задание №11 - Тема "Коробка переключения передач"

Коробка перемены передач (КПП) служит для изменения тяговой силы на колесах карта в зависимости от сопротивления движению. Коробка передач позволяет, кроме того, при выключении передач отсоединять ведущие колеса карта от двигателя, обеспечивая тем самым возможность работу на холостом ходу.

Коробка передач представляет собой механизм, состоящий из набора шестерен, которые могут вводиться в зацепление в различных сочетаниях.

Каждое сочетание зацепления шестерен коробки называется ступенью или передачей. Число ступеней (передач) в коробке передач зависит от конструкции. В соответствии с этим коробки передач называются трехступенчатыми, четырехступенчатыми и пятиступенчатыми и т.д.

Принцип работы коробки передач основан на попеременном введении в зацепление различных пар шестерен с неодинаковым числом зубьев.

Отношение числа оборотов первичного вала к количеству оборотов вторичного вала называется передаточным числом данной передачи, а отношение числа оборотов коленчатого вала к оборотам заднего колеса - общим передаточным числом.

Вал, на который передается крутящий момент от сцепления, называют первичным, передающий крутящий момент вторичной передаче — вторичным. По конструкции различают двухвальные (ЗиД 50) и трехвальные (Минск) КПП. Передаточное отношение ступеней КПП определяется числом зубьев шестерен, входящих в зацепление. Механизм КПП расположен в общем картере с двигателем.

Помимо валов с расположенными на них шестернями (подвижными и неподвижными), в состав КПП входят вилки переключения (1) и сам механизм переключения. Вилки переключения входят в кольцевые проточки подвижных шестерен. Перемещение вилок осуществляет механизм переключения, которым водитель управляет ногой, нажимая рычаг с левой стороны мотоцикла.

Передаточное  отношение определяется как число  оборотов, совершаемых ведущей шестерней для того, чтобы ведомая шестерня совершила один полный оборот. К примеру, если частота вращения двигателя составляет 1000 оборотов в минуту, а необходимо обеспечить частоту вращения колеса, равную 500 оборотам в минуту, то потребуется две шестерни, причем число зубьев одной из них должно вдвое превышать число зубьев другой. Нужно, чтобы меньшая шестерня (например, на 15 зубьев) была ведущей, тогда, пока она совершает один полный оборот, ведомая шестерня (30 зубьев) повернется на пол-оборота. То есть, для того, чтобы ведомая шестерня повернулась на один оборот, ведущая шестерня должна совершить два оборота. Записывается такое передаточное отношение как 2:1. Это означает, что такой передаточный механизм понижает скорость выходной передачи вдвое. Крутящий момент – это величина поворота, который обеспечивает сила, приложенная относительно некой оси (сила, обычно измеряемая в ньютонах, умножить на расстояние, в метрах). Для того чтобы карт поехал, необходимо передать задним колесам достаточно крутящего момента. Чтобы наглядно представить себе, что это такое, рассмотрим простой пример. Если для затягивания гаек используется гаечный ключ, то на гайку воздействует крутящий момент. Если  применить это к работе коробки  передач, то можно заметить, что в результате воздействия зуба ведущей шестерни на зуб ведомой шестерни ведомая шестерня поворачивается. Если диаметр шестерен одинаковый, то есть число зубьев одно и то же, то вращаться они тоже будут с одинаковой скоростью, а величина крутящего момента, подводимого к валу первой шестерни, будет полностью передана валу второй шестерни, если скорость вращения ведомой  шестерни вдвое меньше скорости ведущей, то крутящий момент тоже увеличивается  вдвое. То есть между передаточными  отношениями и увеличением крутящего момента существует прямая зависимость. Особенностью  бензиновых двигателей является то, что  при низких частотах вращения они  развивают небольшой крутящий момент. Поэтому роль усилителя крутящего  момента выполняет КПП.

Коробка передач на мотоциклах с двухтактными двигателями монтируется в одном блоке с двигателем. Первичный вал пустотелый и выполнен заодно с шестерней первой передачи. Одним концом он насажен на шариковый подшипник, а другим входит внутрь вторичного вала и вращается в двух бронзовых втулках. На первичном валу находится шестерня второй передачи с кулачками на торце. На шлицах вала установлены скользящая шестерня и каретка второй и четвертой передач с двусторонними кулачками. Вторичный вал также пустотельный и выполнен заодно с основной шестерней вала, на его конце крепится ведущая звездочка задней цепной передачи. Промежуточный вал со шлицами опирается на шарикоподшипники. На нем свободно насажены шестерни первой и третьей передач. Основная шестерня жестко соединена с валом и имеет постоянное зацепление с шестерней вторичного вала. Скользящая шестерня-каретка второй передачи с двусторонними кулачками может перемещаться вдоль оси вала.

На мотоцикле применена четырехступенчатая коробка передач. Коробка передач требует к себе внимательного и бережливого отношения. Во избежание нарушения работы КПП не допускается резкое включение передач, большое усилие на рычаг переключения передач.

Рис. 1. Схема работы КПП:

I - первая передача; Н - нейтральное положение; II - вторая передача; .III - третья передача; IV - четвертая передача; О - нейтральное положение подвижной шестерни; 1 - ось вилок; 2 - вилка переключения I и III передач; 3 - шестерня 1 передачи промежуточного вала Z-29; 4 - промежуточный вал; 5 - подшипники промежуточного вала; 6 - шток выключения сцепления; 7 - первичный вал; 8 - подшипник первичного вала; 9 - шестерня первичного вала Z-13; 10 - шестерня первичного вала Z-16; 11 - стопорное кольцо; 12 - шестерня первичного вала Z-20 подвижная; 13 - вилка переключения II и IV передач; 14-шестерня вторичного вала Z-23 (вторичный вал); 15 .- подшипник вторичного вала; 16 - ведущая зубчатка главной передачи; 17 - гайка зубчатки; 18 - распорная втулка; 19 - шестерня промежуточного вала Z-19; 20 - стопорные кольца; 21 - шестерня промежуточного вала Z-22; 22 - шестерня промежуточного вала Z-26 подвижная.

Рис. 2. Механизм переключения передач:

1 - ось вилок; 2 - вилка переключения I и III передач; 3 - промежуточный вал; 4 - шток выключения сцепления; 5 - первичный вал; 6 - шестерня первичного вала подвижная; 7 - вилка переключения II и IV передач; 8 - фиксатор; 9 - картер; 10 - педаль переключения передач; 11 - болт крепления педали; 12 - бобышка картера; 13 - основание; 14 - возвратная пружина; 15 - колпачок пружины; 16 - корпус собачек; 17 - нижняя собачка; 18 - верхняя собачка; 19 - диск переключения передач.

На рис. 1-н показано нейтральное положение, когда крутящий момент не передается на вторичный вал и, следовательно, на колесо.

Для включения первой передачи педаль переключения передач 10 (рис. 2) перемещается вниз, собачка 18, упираясь в выступ диска 19, поворачивает его на определенный угол. При этом вилка 2, выступ которой помещен в фигурном пазе диска 19, перемещается по оси 1, передвигая шестерню 22 (рис. 14) влево, кулачки которой входят в окна шестерни 3.
В то же время вилка 13 и подвижная шестерня 12 остаются на месте. Крутящий момент передается по схеме 14-I.

Для включения II передачи педаль перемещается вверх, нижняя собачка 17 (рис 2) упирается в выступ диска 19, поворачивает его. При этом вилка 2 (рис. 14) выводит подвижную шестерню 22 из зацепления с шестерней 3, а вилка 13 перемещает подвижную шестерню 12 влево, вводя ее в зацепление с шестерней 10. Крутящий момент при этом передается, по схеме 14-II.

При включении III передачи (педаль перемещается вверх) вилка 13 выводит подвижную шестерню 12 из зацепления с шестерней 10, а вилка 2 перемещает подижную шестерню 22 вправо, вводя ее в зацепление с шестерней 21. Крутящий момент при этом пе­редается по схеме 14-III.

При включении IV передачи (педаль перемещается вверх) подвижная шестерня 22 выходит из зацепления с шестерней 21, а подвижная шестерня 12 входит в зацепление с шестерней 14. При этом крутящий момент передается по схеме 14-IV.

Для возвращения педали в исходное положение после каждого переключения служит возвратная пружина 14 (рис. 2). Для предотвращения самовыключения или самовключения передач служит шариковый фиксатор 8, удерживающий в определенном положении диск переключения передач.

С целью регулировки положения корпуса собачек в крышке КПП имеется регулировочный винт с контргайкой. Винт необходимо завернуть до упора и отпустить на 1/4 - 1/2 оборота, после чего законтрить.

Разборка и сборка КПП МОТОЦИКЛА "МИНСК" ММВЗ 3.111

1. Снимите крышку коробки передач вместе с шестерней вторичного вала и зубчаткой. При снятии крышки следите чтобы не повредить прокладку.
2. Извлеките ось вилок.
3. Снимите с первичного вала подвижную шестерню вместе с вилкой.
4. Извлеките промежуточный вал из картера.
5. Снимите подвижную шестерню промежуточного вала вместе с вилкой.
6. Извлеките шестерню 1-й передачи промежуточного вала.

Для разборки механизма переключения передач:
1. Извлеките из картера валик переключения передач, сняв предварительно педаль переключения передач.
2. Выверните винты крепления основания и снимите его4 вместе с диском переключения передач.

Если потребуется заменить собачку или пружину, то:
1. Утопите собачку до совмещения головки «штифта с отверстием в корпусе.
2. Извлеките штифт.
3. Осторожно опуская собачку, извлеките ее вместе с пружиной.

Сборка КПП производится в порядке, обратном разборке. При этом:

1. Диск переключения передач поверните так, чтобы шарик фиксатора попал в крайнюю лунку диска, а остальные 5 лунок были видны со стороны крышки КПП.
2. Утопив обе собачки, установите валик переключения передач до упора в колпачок возвратной пружины, при этом концы пружины должны обхватывать отогнутый ус основания.
Неисправности КПП и механизма переключения связаны в основном с ослаблением крепления основания, заеданием собачек в корпусе, а также с неправильной сборкой, регулировкой или недостаточной смазкой. Устранять неисправность КПП следует сразу после ее обнаружения, т. к. иногда даже небольшие неисправности могут привести к поломкам шестерен и разрыву картера.

Работу КПП Минск можно посмотреть здесь

Сборка КПП Минск

Задание урока: Ответьте - для чего нужна коробка перемены передач?

Ответы присылайте на kcttkarting911@gmail.com .

Ждем Ваших ответов!

 

Категория: Для детей и родителей | Добавил: Наталья_44
Просмотров: 1192 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]