Главная » Файлы » Дистанционное обучение » Для детей и родителей |
27.05.2020, 10:50 | |
Внимание! Дорогие друзья! Для картингистов - новое интересное задание! Задание №12 - Тема "Коробка переключения передач. Неисправности." Начиная с модели М-105 на минских мотоциклах, устанавливаются четырехступенчатые КП с шестернями постоянного зацепления. Разборка и сборка КП может быть произведена без снятия двигателя. Для этого мотоцикл кладут на левую сторону, снимают правую крышку картера и извлекают шток сцепления. Ослабив цепь, отвертывают гайку вторичного вала и снимают зубчатку вместе с цепью, не разъединяя ее. Очищают от грязи крышку КП, отвертывают семь винтов и осторожно, чтобы не повредить прокладки, снимают крышку КП вместе с вторичным валом (при необходимости постукивая по ней ручкой молотка или отвертки). Снимают ось вилок и подвижную шестерню первичного вала вместе с вилкой. Извлекают промежуточный вал, подвижную шестерню промежуточного вала вместе с вилкой и шестерню I передачи. Чтобы не перепутать при сборке вилки переключения, их сравнивают между собой и запоминают различия (вилка переключения I и III передачи несколько больше по размерам). Для разборки механизма переключения передач снимают педаль и, утопив пальцами обе собачки, извлекают вал с корпусом собачек, возвратную пружину и колпачок. Затем вывертывают винты крепления основания и снимают его вместе с диском. Если потребуется извлечь из корпуса пружину или собачку, следует утопить последнюю до совмещения головки штифта с отверстием в корпусе и извлечь Штифт. Для снятия первичного вала необходимо разобрать сцепление и выпрессовать вал из подшипника. Вторичный вал можно выпрессовывать из крышки КП без снятия корпуса сальника. Если же придется снимать корпус сальника, особое внимание следует обратить на то, чтобы не потерять регулировочных шайб подшипников вторичного и промежуточного валов, а также картонной уплотнительной прокладки (шайбы), устанавливаемой между распорной втулкой и подшипником вторичного вала.
Сборка КП производится в обратном порядке. Устанавливают основание, туго завертывая винты. Диск переключения поворачивают так, чтобы шарик фиксатора попал в крайнюю лунку (I передач а), а остальные 5 лунок были видны со стороны крышки КП. Утопив обе собачки, устанавливают вал переключения передач до упора в колпачок возвратной пружины, при этом концы пружины должны охватывать отогнутый ус основания. Шестерню I передачи кладут гладкой стороной вверх, совмещая ее отверстие с отверстием в подшипнике. Подвижную шестерню промежуточного вала (26 зубьев) с вилкой устанавливают так, чтобы ее кулачки зашли в окна шестерни I передачи. При этом ступица вилки с шипом должна быть расположена внизу, а усы вилки и кольцевая канавка шестерни — вверху. Устанавливают промежуточный вал, продевая его через отверстия шестерен и подшипника. Подвижная шестерне первичного вала (20 зубьев) с вилкой должна быть установлена так, чтобы ступица вилки с шипом была сверху. При этом усы вилки и кольцевая канавка шестерни также должны быть сверху, т.е. со стороны вторичного вал . Ось вилок продевают (ступенькой вниз) через отверстие вилок переключения и устанавливают шипы вилок в пазы диска, при этом подвижная шестерня первичного вала должна зависать на вилке. Проверяют посадку промежуточного вала и оси вилок и устанавливают крышку КП с вторичным валом. Часто не удается сразу совместить два вала (ось вилок и промежуточный вал) с отверстиями в крышке КП, поэтому она до конца не садится. Здесь ни в коем случае нельзя применять силу или стучать по крышке КП — это приведет к повреждению крышки или оси вилок. Терпеливо покачивая крышку из стороны в сторону, следует совместить валы с отверстиями. Чтобы помочь оси вилок занять правильное положение, используйте спицу или другой тонкий предмет, продевая их в щель между крышкой и картером. Если это не принесет успеха, следует снять корпус сальника с прокладкой. Не нужно спешить с окончательной сборкой главной передачи и картера. Вначале следует установить 2—3 винта крышки КП, надеть на вал переключения педаль и проверить правильность сборки, проворачивая руками валы и включая передачи от I до IV и обратно. При этом может оказаться, что для включения какой-либо передачи придется долго крутить валы для совмещения кулачков шестерен. Это не должно вызывать беспокойства, поскольку при работающем двигателе шестерни вращаются с большой скоростью и совмещение кулачков происходит очень быстро. Поэтому при проверке важен факт включения передачи, а не время, за которое удалось это сделать. Заметим, что проверка работы КП без крышки затруднена, так как вместе с подвижными шестернями перемещаются промежуточный вал и ось вилок, и просто не хватает рук, чтобы одновременно вращать валы, переключать передачи и удерживать эти детали на месте. После проверки работы коробки передач следует установить и затянуть все винты крышки КП (предварительно подложив под них алюминиевые уплотнительные шайбы) и закончить сборку. Неисправности, наиболее часто встречаемые в коробке передач: 1. Передачи не включаются или не выключаются. Причиной является заедание собачки вследствие загрязнения масла или же ослабления крепления основания. Загрязненное масло рекомендуем сменить, тщательно промыв картер керосином. 2. Передачи включаются нечетко — иногда только после второй-третьей попытки, порой происходит самопроизвольное выключение, а иногда очень плохо выключаются. Причиной неисправности является ослабление крепления основания (проверить 3 винта крепления к картеру) или наличие осевого люфта вала переключения. Чтобы отрегулировать люфт, следует отпустить контргайку, завернуть регулировочный винт на крышке КП до упора и отпустить его на пол оборота, после чего завернуть контргайку. 3. Самовыключение III передачи. Наиболее вероятной причиной является появление осевого люфта промежуточного вала. Следует снять корпус сальника (5винтов с резьбой М4) и подбить подшипник промежуточного вала влево. В образовавшееся углубление установить шайбы необходимой толщины так, чтобы они находились заподлицо с плоскостью крышки или не доходили до нее на 0,1—0,2 мм. Нельзя допускать, чтобы шайбы выступали за плоскость крышки, это приведет к заклиниванию вала с последующим перегревом и выходом из строя подшипника и шестерни. Если же осевой люфт вала отсутствует, то причину самовыключения передачи следует искать в неисправности механизма переключения или в скалывании кулачков. 4. Самовыключение IV передачи. Причиной является осевой люфт вторичного вала, что легко обнаружить без разборки, перемещая вал рукой или легким ударом молотка. Дефект устраняется установкой шайб между подшипником вторичного вала и корпусом сальника. Если же люфт отсутствует, то причину самовыключения, как и в предыдущем случае, следует искать в неисправности механизма переключения или в скалывании кулачков.
Люфт вторичного вала необходимо устранять сразу же после его обнаружения (нормальный люфт составляет 0,1-0,3 мм). Иначе это вызывает неполное включение IV передачи, что приводит к интенсивному скалыванию кулачков и износу вилки. Особенно опасно самовыключение с последующим самовыключением, признаком чего является резкое кратковременное увеличение оборотов двигателя и характерный рывок мотоцикла, так как при этом возможна поломка вилки, зубьев шестерён или обрыв цепи. Сколотые кулачки шестерен можно отремонтировать на наждаке. При этом необходимо снимать одинаковый слой металла со всех трех кулачков, чтобы обеспечить их одновременное прилегание. Заметим, однако, что отремонтированные таким образом шестерни недолговечны, так как с кулачков удаляется твердый закаленный слой металла толщиной 0,3—0,4 мм, и вскоре ремонт придется повторять.
5. Недостаточная фиксация включенной передачи, «проскакивание» передач при переключении, когда, например, вместо II включается III передача — следствие ослабления или поломки пружины фиксатора. Включение последующей передачи объясняется тем, что при резком переключении диск приобретает значительную угловую скорость и проворачивается не на одно, а на два положения, так как фиксатор вовремя его не останавливает. Можно попытаться устранить неисправность без разборки, слегка подбивая фиксатор. Если это не помогает, следует ужесточить пружину фиксатора, заменив ее или подложив под нее шайбу. Можно также незначительно углубить лунки на диске переключения, уширив их у основания.
6. Ослабление крепления педали переключения передач при полной затяжке болта и соединении стенок паза, что приводит к износу шлицов. В этом случае следует с помощью ножовки или плоского напильника расширить паз и плотно стянуть рычаг.
7. Недостаточная фиксация педали в исходном положении, что является следствием ослабления или поломки возвратной пружины. Нужно отрихтовать или заменить пружину, при этом она должна плотно охватывать оба уса — и основания, и корпуса собачек (рис. 44).
8. Течь масла из соединений вызвана повреждением сальников и прокладок, неплоскостностыо корпуса сальника или крышки КП. Устраняется по месту, при этом корпус сальника или крышку КП можно притереть на плоском наждачном камне, а прокладки — изготовить самому или использовать герметик. Самостоятельно можно изготовить также сальник штока сцепления, пробив в войлоке или бензомаслостойкой резине отверстие (с помощью винта и гайки). 9. Ударное включение и затрудненное выключение передач, особенно установка нейтрали, являются следствием неполного выключения сцепления (сцепление, «ведет»). Возможны и другие неисправности КП, например разрушение подшипников, износ вилок и т. д, устранение которых производится путем замены деталей.
При обрыве цепи может случиться поломка крышки КП. Если нет возможности замены крышку, можно её восстановить.
Заметим, однако, что такие неисправности встречаются довольно редко и возникают только при грубом нарушении правил эксплуатации. В нормальных условиях при своевременном устранении мелких неисправностей коробки передач минских мотоциклов служат, как правило, очень долго. Любые неисправности КПП нужно устранять сразу, как они обнаружены. Это очень важно, так как даже незначительные на первый взгляд проблемы могут вызвать поломку шестерен и разрыв картера. Если неисправности связаны с сильным износом или поломкой деталей (подшипники качения, бронзовые втулки, шестерни и др.), требуется полная замена изношенных деталей.
| |
Просмотров: 307 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |