MENU
Главная » Файлы » Дистанционное обучение » Для детей и родителей

Задание №9 для судомоделистов
22.12.2020, 15:18

Дорогие друзья!
Продолжаем изучать основы судового моделирования!
Цикл познавательных статей «Так повелось на флоте...»!
Вы узнаете  о  возникновении флотских традиций и обычаев, морских ритуалах, мужестве и  героизме русских и советских моряков.
Знакомьтесь с историями и байками, а также подвигами моряков, отвечайте на вопросы и получайте дополнительные баллы у педагога!

Символ надежды

В жизни моряка якорь и земля неразрывно связаны между собой. Начало и конец каждого похода заканчиваются работой, связанной со съемкой и постановкой корабля на якорь. Не исключена и угроза столкновения со входящим в базу кораблем, когда даже самый своевременный маневр изменением скорости хода и курса не в силах предотвратить беду, и только отданные якоря способны погасить инерцию хода и позволят избежать неминуемого столкновения.

Якорь – это одно из гениальных изобретений человечества, которое можно поставить вровень с топором, плугом, колесом, парусом и другими.

«Якорь в прошлом представлял собой изобретение в своем роде весьма остроумное. Доказательством этому служит уже хотя бы его величина – нет другого предмета, столь несоизмеримо малого по сравнению с выполняемой им огромной задачей!» – такую оценку дал якорю писатель и знаток кораблей Джозеф Конрад. Он называл его «приспособлением, создававшимся веками, доведенным до совершенства, безупречно отвечающим своему назначению».

Принцип его конструкции, разработанный несколько тысяч лет назад, по праву считается классическим и продолжает использоваться в любых конструкциях якорей и сегодня.

По мнению ученых, судоходство зародилось не менее шести тысяч лет тому назад. Тогда, очевидно, и появился первый в истории якорь в виде камня, привязанного к веревке. Такое приспособление на протяжении тысячелетий оставалось единственным для удержания судна на открытой поверхности воды.

Наконец кто-то додумался выдолбить в центральной части якорного камня вкруговую желобок. Это позволило более прочно зафиксировать якорный трос. Несмотря на это новшество, якорный камень оставался только грузом. Следующим нововведением явилось пробивание отверстий в камне, имеющем уже пирамидальную форму. Сначала одного в верхней части – для привязывания якорного каната, а позднее, в начале III тысячелетия до н. э.– нескольких в нижней, очевидно, для деревянных кольев, которые зарывались в грунт и удерживали судно. Таким образом, уже пять тысяч лет назад якорь приобрел ту неотъемлемую часть конструкции, которая позднее будет названа рогом.

Древние якоря: а, 6 – каменные; в, г – деревянные.

Якорные камни римских трирем. Корзина с камнями.

Первые якоря, которые отвечали этому требованию, были деревянными. В сущности это – крюки, изготовленные из очень твердых, тонущих в воде пород дерева. Якорь тогда был однорогий и даже утяжеленный камнями, часто ложился на грунт плашмя и не держал. Поэтому в древности на судах была должность «якорного ныряльщика». В нужный момент он прыгал за борт и, увлекаемый весом крюка, опускался на дно чтобы направить якорь рогом в грунт. Но ныряльщик мог ставить якоря-крюки только на малых глубинах. А как удержать судно на большой глубине?

Кто-то додумался у деревянного крюка с перекладиной сделать еще один рог. Теперь при тяге каната перекладина служила рычагом, переворачивающим якорь на конец одного из рогов, который зарывался в грунт. Так появились деревянные якоря, принцип действия которых считается классическим и используется в и поныне.

У этих якорей – два рога, веретено и перекладина, перпендикулярная плоскости рогов. Именно перекладина, которую позже назвали штоком, заменила труд ныряльщика: якорь, упав на дно, всегда опирается на один из концов штока и основание рогов. Такое положение якоря неустойчиво и, как только возникает сила тяги на канате, якорь переворачивается на конец одного из рогов и начинает заглубляться в грунт до тех пор, пока веретено не примет горизонтальное положение.

Якоря-крюки мореплавателей Древнего Востока

Вот они, пращуры адмиралтейского якоря!

По мере совершенствования технологии изготовления якорей у мореходов укреплялась вера в то, что якорь способен оградить их от многих бед в море.

Вспомним, сколь зависимы от ветра и волн были древние мореплаватели! В опасных ситуациях вся надежда попавших в беду моряков возлагалась на «священный якорь» – самый большой и тяжелый из всех, находящихся на корабле. Им пользовались лишь тогда, когда судну грозила неминуемая гибель.

Мореплаватели древности были очень набожны и суеверны. Поэтому, чтобы придать «священному якорю» силу для борьбы со злыми духами, населяющими море, изготовление его часто завершалось особыми религиозными или магическими обрядами.

В память о былом значении «священного» якоря в латыни осталось крылатое выражение: «Sacram anchoram solvere» – «Спасаться священным якорем», т. е. прибегнуть к последнему средству.

По мнению ученых, появление якоря в том виде, в каком мы его себе представляем, относят к V веку до н. э., Вероятно, сразу после появления двурогого якоря со штоком его еще далекая от совершенства конструкция стала символом мореплавания, дальних странствий, морской торговли. Моряки античного мира, убедившись, что якорь не раз оказывался их единственным спасением в беде, стали считать его изображение символом надежды.

Адмиралтейский якорь: слева с деревянным, справа со стальным складным штоком. 1 - веретено; 2 - рога; 3 - лапы; 4 - носок; 5 - тренд; 6 - пятка; 7 - шток; 8 - скоба; 9 – чека штока.

Продолжение следует...

Категория: Для детей и родителей | Добавил: Наталья_44
Просмотров: 225 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]