10:05 Сергей Алексеевич Чаплыгин — русский и советский механик и математик | |
5 апреля 2019 года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося ученого Сергея Алексеевича Чаплыгина. И мы не в праве забыть его великие достижения и открытия.
Сергей Алексеевич Чаплыгин — русский и советский механик и математик, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, академик Академии наук СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1941), заслуженный деятель науки РСФСР (1929), лауреат премии имени Н. Е. Жуковского (1925), награждён двумя орденами Ленина (1933,1941); двумя орденами Трудового Красного Знамени (1928, 1932).
С. А. Чаплыгин родился 5 апреля (24 марта по старому стилю) 1869 года в г. Раненбурге Рязанской губернии (ныне г. Чаплыгин) в купеческой семье. В возрасте двух лет потерял отца, Алексея Тимофеевича, который умер от холеры. Мать, Анна Петровна, вышла второй раз замуж за воронежского мещанина С. Н. Давыдова и увезла сына в Воронеж. Сережа рос смышленым мальчиком и мама решила дать ему образование. В 1877 году она наняла ему репетитора-семинариста и осенью Сергей успешно сдал экзамен и стал учеником гимназии. Весной 1886 года Чаплыгин блестяще, с золотой медалью, окончил Воронежскую мужскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Сергей прилежно занимался, не пропускал ни одной лекции. Лучше всего он знал свои любимые предметы — математику, физику, астрономию, механику. Их ему читали такие известные ученые, как Б.К. Млодзеевский, Александр Григорьевич Столетов, Ф.А. Бредихин, Н.Е. Жуковский. Поступая в университет, Сергей думал специализироваться по чистой математике, но под влиянием лекций профессора Жуковского увлекся механикой. Николай Егорович Жуковский сразу обратил внимание на блестящие способности Сергея Чаплыгина, с которым он встречался на лекциях. По совету любимого профессора Сергей Чаплыгин начинает свой первый научный труд по гидродинамике «О движении тяжелых тел в несжимаемой жидкости». Это исследование, представленное в 1890 году Чаплыгиным в качестве дипломной работы, было награждено университетом золотой медалью. По предложению Жуковского Сергей Чаплыгин был оставлен в университете на два года для подготовки к профессорскому званию. Работая над диссертацией, С. Чаплыгин одновременно начинает вести преподавательскую работу. Вначале с 1893 года в качестве учителя физики в одном из средних учебных заведений Москвы, а с 1894 года он становится приват-доцентом Московского университета. Осенью 1894 года Сергей Чаплыгин женился на своей квартирной хозяйке Екатерине Владимировне Арно. А 3 августа 1897 года у них родилась дочь, которую они назвали Ольгой. Вторая научная работа молодого ученого «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости», опубликованная в 1897 году, была защищена им в следующем году в качестве магистерской диссертации. Много внимания Сергей Алексеевич уделял работе со студентами. В разное время он преподавал во многих московских высших учебных заведениях: университете, высшем техническом, инженерном и коммерческом училищах, лесном и межевом институтах. Им написаны учебники «Механика системы» (1905—1907) и «Пропедевтический курс механики» (1915) для втузов и естественных факультетов университетов. С. Чаплыгин продолжает вести большую научную работу. В результате появляются два исследования: «О движении тяжелого тела вращения на горизонтальной плоскости» и «О некотором возможном обобщении теоремы площадей с применением к задаче о катании шаров», за которые в 1900 году Сергей Алексеевич Чаплыгин награждается Петербургской академией наук почетной золотой медалью. На рубеже веков С.А. Чаплыгин начинает заниматься струйными течениями в несжимаемых, а затем и в сжимаемых жидкостях. В 1903 году защищает докторскую диссертацию «О газовых струях». Эта работа стоит особняком в творчестве ученого, и судьба ее необычна. Она долго оставалась непонятой и не оцененной современниками. В то время, когда авиация делала свои начальные шаги, ученый писал о движении со скоростями, близкими к скорости звука. Только в 1935 году в Риме на конференции по большим скоростям в авиации иностранные ученые познакомились с работой Сергея Чаплыгина и назвали ее лучшим по точности, оригинальности и изяществу метода исследованием в области газовой динамики. Через сорок лет после появления работы Чаплыгина самолеты стали летать со скоростями, близкими к скорости звука. Для инженеров, конструкторов и разработчиков авиационной техники труд ученого стал настольным справочником. В 1914 году С. А. Чаплыгин выполнил исследование «Теория решетчатого крыла», которое на десятилетия опередило свое время. Сегодня решетчатые крылья установлены на космическом корабле «Союз», на судах с подводными крыльями, на морских кораблях для стабилизации их во время качки. Стране Советов нужны самолеты, ив 1918 году в Москве организуется Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Директором назначают Жуковского, который привлекает к работе Чаплыгина. Николай Егорович поручает ему руководить филиалом ЦАГИ в Кучино под Москвой. К сожалению, их сотрудничество в ЦАГИ продолжалось недолго. В 1921 году «отец русской авиации» умирает, и главным научным руководителем и председателем коллегии ЦАГИ становится Чаплыгин. В 1931 году Чаплыгин вместе со своим учеником Николаем Сергеевичем Аржаниковым написал работу «К теории открылка и закрылка». Интересно, что эта работа делалась тогда, когда ни один самолет не имел составных крыльев. В них не было необходимости, так как посадочные скорости были невелики. С ростом скорости полета стала расти и посадочная скорость. Теперь все современные самолеты имеют крылья с управляемыми закрылками и щитками, которые позволяют, не уменьшая скорости полета, уменьшать посадочную скорость самолета. Сергей Алексеевич в своих трудах, как всегда, шел впереди современной ему техники. Он решил ряд сложных задач аэромеханики и авиации, которые во многом способствовали развитию теории устойчивости крыла самолёта в полёте. Научная деятельность Сергея Чаплыгина выдвинула его на одно из первых мест среди ученых Советского Союза, и в 1926 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а 12 января 1929 года - академиком. В 1933 году Сергей Чаплыгин был награжден орденом Ленина, а в феврале 1941 года ему, первому среди ученых СССР было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Когда началась война, Сергею Алексеевичу предложили уехать из Москвы, но он отказался. В октябре 1941 года фронт близко подошел к столице. Было принято решение перебазировать ЦАГИ на восток. Вместе с институтом в Новосибирск уехал и Чаплыгин. Те, кто хорошо знал Сергея Алексеевича Чаплыгина, отмечали в нем не только талант ученого, но и человеческие качества: доброту и справедливость. Даже в преклонном возрасте он в положенное время появлялся в исследовательской лаборатории, демонстрируя молодым коллегам пример служения науке.
Сергей Алексеевич Чаплыгин умер 8 октября 1942 года в Новосибирске, не дожив до Победы, в которую свято верил и для которой самозабвенно трудился. Последние написанные им слова были: «Пока есть еще силы, надо бороться... надо работать». В 1948 году Раненбург был переименован в город Чаплыгин. В городе установлен бюст ученому, его именем названа улица. В 1942 году Академия наук СССР учредила премию им. С. А. Чаплыгина «За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики». С 1993 года за выдающиеся теоретические работы по механике присуждается золотая медаль Российской АН им. С. А. Чаплыгина (автор Ю. М. Егоров). Имя ученого носят Сибирский научно-исследовательский институт авиации в Новосибирске, аэродинамическая лаборатория в ЦАГИ. В Москве действует мемориальный музей-квартира Чаплыгина, установлен бюст Чаплыгина (1960), а на территории ЦАГИ – памятник (1959). В 1970 году его именем назван кратер (лат. Chaplygin) на обратной стороне Луны. Имя Чаплыгина носят следующие объекты естествознания: метод Чаплыгина, парабола Чаплыгина, уравнения Чаплыгина, постулат Жуковского – Чаплыгина.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |